Vita Nostra
Похоже, следует смириться с тем, что Дяченко совсем не мои авторы. Вторая прочитанная у них книга, и ощущения от неё еще хуже, чем от первой.
Что же не понравилось - в первую очередь, те самые ощущения. От книги становится просто мерзко. И это, пожалуй, самое главное.
А дальше можно попытаться анализировать... Если что, факторы идут не в прядке значимости или хронологии.
читать дальшеАтмосфера - однообразная рутина, в которой периодически всплывают пошлости и физиология. Безысходность, угнетение, страх без каких-либо адекватных возможностей "выхода вверх". Читателя эта депрессивная клумба довольно скоро начинает угнетать. "Волшебности", зачастую замешанные на физиологии, либо том же страхе ситуацию не спасают. нет от них ощущения чуда, откровения.
Героиня - Простая школьница, комсомолка-спортсменка-красавица, Избранная. Ломанная. Талантище. Исключительность. Рояль, извините, Пароль (а что это вообще было, воистину, рояль в кустах). Она страдает, но её не жалко, потому как от своих страданий она вскоре начинает получать кайф. Железная воля, Умопомрачительные способности(пророчимые), совершенно при том не внятная, как живой человек, но зато - образцовая "Функция".
Остальные персонажи - те самые функции, но в широком смысле. Делают то, что должны, практически не вызывая эмоций, разве что Костя как-то выделяется. Искренностью что-ли. Вообще, он более живой, чем все прочие.
Мир - нежизнеспособная синтетика. Надуманность и бессмыслица. Концепт мира-гипертекста сам по себе, пожалуй, удачен. При некотором желании можно даже сделать вид, что хвост кобыле все таки пришили, и логические связи между приемами обучения и концептом мира-текста есть. Но нет ответа на главный вопрос - зачем всё это. Студент и читатель в одном лице выставляется осликом, идущим за той привязанной перед носом морковкой. А тут - даже не морковка, - но какие-то смутные обещания чего-то грандиозного в будущем. У студентов а книге нет позитивной мотивации, есть только страх - и это грандиозный фэйл. Потому как все прелести идеи со сверхспособностями становятся вещью себе, страдания ради страданий, и не понятно в итоге для чего. Развлекаться полетами, замыкать время в кольцо, делать младенцев инвалидами. рушить чужие жизни? Если эти способности годятся только на такое, то не послать бы их вообще к черту?
Сюжет. - Линеен, очевиден, однообразен. С логичным, но бледным и ожидаемым финалом и невнятным роялем.
Она страдает, но её не жалко, потому как от своих страданий она вскоре начинает получать кайф.
Вот этого почти никто не замечает, кстати, хотя оно, по-моему, очевидно. Причём не только от страданий, но и от подчинения мучителям.
У девочки явная склонность к БДСМУ студентов в книге нет позитивной мотивации, есть только страх - и это грандиозный фэйл.
Вот только недавно думал, что не будь в книге принуждения, унижения, ломки характера — и не то что она стала бы любимой, но читал бы я её с удовольствием, а не тошнотой.
Или если бы у героев была хоть какая-нибудь возможность сопротивления.
Тут же подобный подход совершенно не оправдан. А манипулирование жизнями родных и вовсе - гадко. Тут уж извините, логичнее не успешная учеба, а шаг с крыши. С таких крючков не снимают. И тем самым пони-радужные перспективы в конце - выглядят как минимум лицемерно.
Но все вокруг так ей восхищались, что мне было аж как-то неловко ее вслух нелюбить.)
Ну да. На мой неискушённый читательский взгляд, всё это нужно «преподавателям» для какой-то личной выгоды. И естественно, всё это лицемерно прикрывается словами «для вашей же пользы». Есть ли на самом деле эта польза — абсолютно не важно.
Тут уж извините, логичнее не успешная учеба, а шаг с крыши.
Эта мысль чем дальше в книгу, тем явственней маячит. Но за такое могут, опять же, на близких отыграться.
У меня была мысль, что студенты могли бы сговориться между собой, выучиться втихую больше, чем их учат, и в один прекрасный момент вместе таааак жахнуть по «преподавателям», чтобы от тех рожки да ножки остались. И чтобы, желательно, навредить при этом не успели. Но, увы, ни в таком мире, ни с такими персонажами это невозможно.
Shai Lerindo, Я так и не поняла, что ей хотели сказать хорошего.
У Дяченок я перед этим Привратника читал. Осадок после мерзкий остался - но целом оно было куда более.. адекватно что ли..
Рутен, всё это нужно «преподавателям» для какой-то личной выгоды. И естественно, всё это лицемерно прикрывается словами «для вашей же пользы». Есть ли на самом деле эта польза — абсолютно не важно. - ага, это я в том числе и подразумевал под "разводом". Но в таком случае - хоть что-то должно бы было прорваться. Хоть намеком, хоть догадкой. А оно упс...
И да, не в таком мире, и не с такими персонажами.
К слову, формулировки, "Если ты наложишь на себя руки, то пострадают близкие" - я там не заметил, хотя специально обращал внимание. Но с другой стороны они опять могут закольцевать время.
Хотя, опять же, никто не проверял. Для тех, кто всё равно валил всё - это могло бы быть выходом.
Marven, честно говоря, шоколадки я и не ждал.) А книжка флэшмобная. Ну и решил таки добить, что бы не упустить, вдруг там бы конец вывернули так, что шик. Но увы - это не про эту книжку. Но прежде, у других авторов встречалось.
Так что, похоже, действительно могло быть выходом.
Впрочем, с учётом того, что, по факту, это ещё и диверсия (ибо использовать эту конкретную «деталь» или «функцию», то бишь студента, «преподаватели» уже не смогут), могут и отыграться — для устрашения прочих. Но это если совсем уж в пессимизм ударяться.
Извини, что пишу многабукав, у меня с этой книжкой такая давняя нелюбовь, что я аж про неё забыть никак не могу)) и давно думаю, как эту систему можно было бы сломать.
Да, ещё забыл спросить: а в чём проявляется железная воля героини? Я там скорее нечто обратное заметил...
Для устрашения прочих - пожалуй, теоретически возможно, но что-та у меня оно не складывается. Слишком... индивидуально работают. Один студент о другом может аообще ничего не узнать. Как не узнают о провалившихся на экзамене.
Если хочется поговорить - ничего страшного, не хотел бы я того же - не писал бы этот пост.)
Про сломать я тоже задумывался, но изнутри оно маловероятно. Тут нужен какой-то внешний источник что-ли. Ну либо что-то сковырнуть может только тот, кому реально терять уже нечего.
Слишком... индивидуально работают. Один студент о другом может аообще ничего не узнать.
Вот тут ты прав, кстати. Мне вообще показалось, что их (студентов) очень тщательно разобщают. С одной стороны, это пресекает все попытки восстания, с другой... да вот хотя бы как в варианте с самоубийством, играет против системы.
Сломать изнутри — ну, есть ещё вариант притвориться хорошим учеником, а потом, используя полученные знания, намеренно устроить мощную диверсию. Если эта мысль придёт в голову не одному студенту — ещё лучше получится, мощнее шарахнет.
Меня в своё время убеждали, что главгероиня это и сделала, но тут мне как-то не верится, потому что а) к моменту экзамена её уже всё устраивало и всё нравилось, никаким протестом там и не пахло; б) система в итоге не была сломана, она была улучшена. «Деталь» нашла своё место в механизме, правда, оказалась не винтиком, а куда более ценной микросхемой.