00:29 

Amarth
Странным судьба иногда одаряет авансом - силой упрямства живого сменить фазу дня! (с) Jam
Занимаюсь тут на днях на работе высоко интеллектуальным делом - устаканиваю габариты экрана/задника (еще не решили) для спектакля, что должен выйти в новом сезоне. (Сезон открывается 10 сентября). Подходит ко мне ЗавМаст и торжественно, но молча и ничего не поясняя, вручает мне бумажку на которой написано 1326. С трех раз догадайтесь о чем я подумал. Я решил, что это какая-то дата. и стал мучительно вспоминать, что ж в этом году было-то. Не вспомнил. На деле же это был просто код от запасного выхода.

Тем не менее мысля в голове засела и я таки решил выяснить, что же все-таки в этом году происходило.

- В 1326 году скончался султан Осман I, давший свое имя новой династии и Османской империи. Тогда же турки завоевали Брусу и превратили её в столицу Османского княжества. Осада Прусы или Осада Брусы состоялась в 1326 году, когда у турок возник план по захвату города. До этого византийы сохраняли контроль над крепостью за счёт отсутствия у их противника опыта в ведении осад.

Город упорно сопротивлялся своим завоевателям, и по разным источникам осада продолжалась восемь, девять или десять лет. Успешному захвату помогло то, что ещё в 1308 году османы захватили в Мраморном мое остров Имрали. Там они построили военно-морскую базу, и с её помощью смогли сократить расстояние между осаждённым городом и своими владениями.

1326—1359 — Правитель турок Орхан, сын Османа I.

- 1326 год. 3 июня между Новгородом и Норвегией была подписана Разграничительная грамота о сферах влияния на Кольском полуострове
"Текст, о котором пойдет речь, в русской историографии известен как "Разграничительная грамота". Он находится в рукописи 114а 4° коллекции Арнамагниани из Копенгагенского университета. Это пергаменная рукопись первой половины XIV в. В этом коротком тексте новгородская и норвежская границы в Финмаркен и на Кольском п-ове очерчены по показаниям местных жителей этого региона - норвежцев и саамов, что объясняет название "Разграничительная грамота". Документ также дает представление о том, как взымалась дань с живущих в этом регионе саамов. Судя по этому тексту, Новгород имел границу далеко к западу: у Люнгстуэна на северо-западе современной Норвегии. В то же время Норвегия сходным образом имела границу, скорее всего, у реки Вялы (Виелайоки) на южном берегу Кольского п-ова в Кандалакшском заливе Белого моря. Очевидно, что эти две перекрывающие друга друга границы обозначают ограничения в сборе дани для обеих сторон. Внутренняя территория между ними однозначно понималась как огромная единая общность.

Реалии, описываемые в "Разграничительной грамоте", абсолютно точно соответствуют ситуации, отраженной в договоре между Россией и Швецией, заключенном в Ореховце в 1323 г., когда двойная граница была установлена на севере по главным водоразделам. Первая граница между Ботническим и Финским заливами отделяла собственно шведскую территорию от общей (совместной), охватывающей две трети современной Финляндии. Вторая граница, между Ботническим заливом и Белым морем, таким же образом отделяла собственно новгородскую территорию от совместной.

Хронологическая близость между датой рукописи, содержащей "Разграничительную грамоту", и заключением в 1326 г. договора между Новгородом и Норвегией дала повод скандинавским ученым связать "Разграничительную грамоту" с этим договором. В то же время русские исследователи, единодушно присоединились к мнению И. П. Шаскольского, который связывал "Разграничительную грамоту" с другим договором - между королем Хаконом Хаконсоном и Александром Невским, который нам известен только по упоминанию в Саге о Хаконе Хаконсоне. Уже это само по себе - достаточное основание для того, чтобы вновь рассмотреть все аргументы. Еще одна причина: взгляд И. П. Шаскольского был принят В. Л. Яниным: "Документ... является частью первого договора между Новгородом и Норвегией, заключенного в 1251 г.". А это означает, что в новом издании "Грамот Великого Новгорода и Пскова" текст будет опубликован как относящийся к договору 1251 г. Это было бы, на мой взгляд, принципиальной ошибкой.

Сначала несколько слов о тексте и о его древнейшем списке - 114а 4° коллекции Арнамагниани. В научном мире он стал известен, когда рукопись перешла в собственность Арни Магнусона, т. е. вскоре после 1714 г. В то время это была часть большого кодекса, называвшегося [136] "К". Кодекс К позже был разделен на пять отдельных рукописей.

Все основные почерки Кодекса К датировались обычно первой половиной XIV в. Такие исследователи XIX в., как П. А. Мунк и Г. Сторм, думали, что эти пять рукописей изначально составляли часть Кодекса К, так как они считали, что в рукописях встречается один почерк. Более того, Сторм идентифицировал этот почерк как принадлежащий известному писцу королевской канцелярии Ивару Аудунсону, который работал до 1335 г. Поскольку в некоторых из этих рукописей бросались в глаза юридические тексты, то Кодекс К называли "кодексом законов". Поскольку к тому же календарь Кодекса К оказался связанным с семьей Эрлинга Видкунсона, который был регентом при малолетнем короле Магнусе с 1323 по 1332 г., то считалось, что кодекс законов принадлежал Эрлингу Видкунсону. Следовательно, его можно было датировать более узко: 1320-1330 гг.

В дальнейшем этот вывод был принят всеми исследователями, изучавшими "Разграничительную грамоту", - как скандинавскими, так и русскими. Так, они повторены и В. Л. Яниным: "Документ... датированный П. Мунком по палеографическим признакам 1320-1330 гг., входил в состав пергаменного кодекса норвежских законов, принадлежавшего некогда Эрлингу, сыну Видкунда".

Тем не менее, многие предположения Мунка и Сторма были убедительно опровергнуты Анной Хольтсмарк еще 60 лет назад. Однако ее работа осталась незамеченной теми, кто изучал "Разграничительную грамоту", так как название книги "Слово против епископов" не показывало, что речь идет об этой самой рукописи. Во-первых, проведенное Хольтсмарк палеографическое исследование показало, что теория Мунка и Сторма о встречающемся в разных частях рукописи одном почерке не имеет никаких оснований. Хольтсмарк обнаружила также явные признаки того, что пять рукописей, на которые сейчас разделен Кодекс К, первоначально были самостоятельными рукописями, а объединены были позже. Следовательно, содержание остальных четырех рукописей не может пролить свет на происхождение нашей "Разграничительной грамоты". Из пяти самостоятельных рукописей, входящих в состав Кодекса К, наша рукопись последняя.

В этой рукописи мы находим сначала текст, касающийся границы между Норвегией и Швецией в провинции Jämtland Härjedalen, затем знаменитое "Слово против епископов" короля Сверра; третьей идет наша "Разграничительная грамота" и в конце помещен короткий гомилитический текст. Все эти тексты написаны разными почерками, которые Хольтсмарк датирует в первых двух случаях началом XIV в. Почерк "Разграничительной грамоты" Хольтсмарк называет "слегка моложе". По заключению исследовательницы, писец Ивар Аудунсон никакого участия в переписывании рукописи не принимал. Поскольку календарь, упоминающий Эрлинга Видкунсона, находится в другой рукописи, то никакой связи между ним и "Разграничительной грамотой" нет. Так как наша рукопись не содержит ни одного [137] юридического текста, то и "Разграничительная грамота" не может рассматриваться как часть кодекса законов. Со своей стороны Хольтсмарк высказывает следующее предположение: так как в рукописи, содержащей "Разграничительную грамоту", все тексты, кроме последнего гомилитического, касаются налогообложения, то эти тексты могли быть скопированы в королевской канцелярии в результате роста интереса к налогообложению, наблюдающегося с начала XIV в. Итак, "Разграничительная грамота" никогда не входила в состав кодекса норвежских законов и, наверное, никогда не принадлежала Эрлингу, сыну Видкунда, как сказано в книге "Новгородские акты".

Цитируется по: Новгородский исторический сборник, вып. 6(16), СПб., 1997

"Посол великого государя Магнуса, короля Норвегии, Швеции и Готов, именуемый Гакон, установил мир со стороны всего королевства Норвегии с епископом новгородским, по имени Моисеем, и с посадником Олфромеем, и с тысяцким Остафием, и с новгородцами, всеми и каждым, как бывало прежде между нашими предшественниками. Где простирается земля короля Норвегии и вода его, там норвежцы могут проходить, жить и признавать своей землю и воду, согласно древнему установлению, означению либо рубежу земли. Также, если норвежцы в течение последних лет перешли древнее означение или рубеж земель, то должны оставить и отдать русским их землю, по крестному целованию. Также, новгородцы не должны переходить древнее означение и рубеж земель, по крестному целованию, а если перешли, должны точно так же отдать норвежцам их землю. Также, когда придут послы из Новгорода к королю Норвегии, они должны делить земли согласно древним означениям и рубежам, по крестному целованию, сообразно тому, чем каждый, считается, владеет. Этот [70] раздел земли поручаем богу и королю Норвегии, чтобы делил, как пожелает, по своей совести. Также, за обиды, какие норвежцы причинили новгородцам на земле либо на воде, либо убийствами либо иными обидами, новгородцы не должны мстить, ни припоминать о них; и если новгородцы причинили какой-либо ущерб норвежцам, то и норвежцы точно так же не должны напоминать. Также, если норвежцы переходят меру и рубеж земель, желая сделать зло, и если, наоборот, новгородцы переходят рубеж земель, со своей земли на норвежскую, чтобы сделать зло, то таковые, желающие таким образом сделать зло, должны быть схвачены и наказаны, по крестному целованию, без нарушения мира. Также, гости из Норвегии должны иметь проезд к Новгороду и Заволочью без всякого препятствия, и, наоборот, гости из Новгорода и Заволочья должны иметь проезд в Норвегию без всякого препятствия. Также, мир этот установлен и утвержден на 10 лет и на этом мире целовали крест вышесказанные посадник и тысяцкий со стороны всех новгородцев. Также, Гакон, вышесказанный посол, целовал крест на этом мире со стороны короля Норвегии и всего королевства Норвегии. При заключении этого мира был Вернекин толмач. И каков новгородцы заключили мир с норвежцами, в том же мире быть и заволочанам. Также, всякого, кто нарушит это крестное целование, пусть судит и накажет бог. Чтобы этот мир прочнее длился в течение выше установленных, лет, к настоящей [грамоте] привешены печати вышесказанных лиц, то есть епископа, посадника и тысяцкого. Дано и совершено в Новгороде в год господень 1326, за три дня до июньских нон.".

Цитируется по: Шаскольский И. П. Договоры Новгорода с Норвегией // Исторические записки. М., 1945

www.regnum.ru/news/thisday/1290166.html

- 1326 год. Иван Калита переносит митрополичью кафедру из Владимира в Москву

- 1326 год. По́льско-тевто́нская война́ (1326–1332) — военный конфликт между Королевство Польским и Тевтонским орденом.

Чешский король Иоанн Люксембургский имел претензии на польский трон во время правления Владислава Локотка. Тевтонские рыцари поддерживали Иоанна, который участвовал в крестовых походах против Литвы. Союзником ордена был также один из удельных польских князей Вацлав Плоцкий.

В 1326 году, воспользовавшись слабостью Польши в связи с раздробленностью, крестоносцы разграбили и завоевали Куявию. В ответ поляки разорили часть Пруссии вплоть до реки Оса (нем. Осса), впадающей в Вислу около Грудзёндза (нем. Грауденц). На стороне Владислава Локотка выступили его сват великий князь литовский Гедимин и зять венгерский король Карл Роберт.

В 1329 году крестоносцы завоевали Добжиньскую землю. Результатом польско-литовской контратаки в 1330 году стало заключение перемирия, по которому Орден соглашался вернуть часть завоёванных земель Польше. Однако в следующем году военные действия были возобновлены.

27 сентября 1331 года между крестоносцами и поляками состоялось сражение под Пловцами, закончившееся вничью. После битвы Орден приобрёл решающий перевес и вновь захватил Куявию.

2 июня 1343 года в Калише был заключён мир.
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%8C%...


- 1326 год. Замерзло всё средиземное море.

- 1326 год. Казнь Дмитрия Михайловича Грозные Очи в Сарае.

В 1322 году Дмитрий Михайлович поехал в Орду к Узбек-хану и обвинил Юрия Даниловича в несправедливом княжении и утаивании части предназначенной татарам дани. Рассерженный Узбек-хан выдал Дмитрию ярлык на великое княжение. Юрий остался в Новгороде.

В 1324 году к нему приехал ханский посол Ахмыл и Юрию наконец пришлось поехать в Орду. Через некоторое время туда же приехал и Дмитрий. Встретив там убийцу своего отца, 21 ноября 1325 года, в канун дня казни Михаила Ярославича, он зарезал Юрия и стал ждать ханского суда. Узбек-хан долго молчал. Юрий был его зятем, и сторонники Москвы указывали, что надо отомстить за смерть родственника. К тому же, говорили они, прощение убийцы может быть расценено как мягкость со стороны хана.

Через девять месяцев, 15 сентября 1326 года, Дмитрия Михайловича всё же казнили.
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%...


- В 1326 году родились Иван II Иванович Красный и Людовик I Великий

@темы: вокруг света, вот так, история

URL
Комментарии
2011-09-03 в 01:19 

Ivry
Каждому солдату по социопату! (с)
Про Средиземное море не поверила. Оно же огромное, самое большое в мире.

2011-09-03 в 01:24 

Amarth
Странным судьба иногда одаряет авансом - силой упрямства живого сменить фазу дня! (с) Jam
Ivry,
Тем не менее об этом в разных местах упоминают. Подробностей правда не нашел к сожалению.
www.meteoagency.ru/news/n_200602091021.php

URL
2011-09-03 в 01:34 

Ivry
Каждому солдату по социопату! (с)
Amarth,
Такое ощущение, чт о это копирование одного изначального поста.

2011-09-03 в 01:39 

Ivry
Каждому солдату по социопату! (с)
Amarth,
Просканировала ивритские источники - не нашла ни одного упоминания.

2011-09-03 в 02:28 

Amarth
Странным судьба иногда одаряет авансом - силой упрямства живого сменить фазу дня! (с) Jam
Перепоста действительно много , но отсылки к "историческому источнику" там нет. тут samogo.net/articles.php?id=1036 и тут otvet.mail.ru/question/9701520/ вроде безотносительно гуляющего поста упоминается, с разницей в несколько лет, но опять же без оригинала.

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Лесные байки

главная